quantpro

Categories:

Прогрессивная шкала налогообложения для физических лиц

23 июня, в своём очередном обращении к народу, президент России В.В. Путин озвучил дальнейшие планы правительства, направленные на поддержку экономики и смягчения последствий пандемии коронавируса.

Одной из таких мер стало повышение с 1 января 2021 года ставки НДФЛ для граждан, чей заработок превысит 5 млн. рублей в год.

Технология, на первый взгляд, достаточна простая: при доходе до 5 млн. рублей ставка по-прежнему составит 13%, а на сумму, превышающую данный порог, будет взиматься 15%.

Причем деньги, полученные от этого повышения пойдут на помощь детям с редкими заболеваниями, стоимость лечения которых очень высока.

Таким образом, Россия уходит от единой ставки, которая действовала с 2001 г. и была направлена на максимальный вывод доходов из «тени».

В чём проблема прогрессивной налоговой шкалы?

В первую очередь, с её администрированием: под этот налог попадут топ-менеджмент крупных компаний, а их доход складывается из основной зарплаты, бонусов, дивидендов, продажи акций, депозитов и других источников.

Из этого понять, какой доход получит сотрудник по итогам года, невозможно, а НДФЛ надо рассчитывать каждый месяц.

Кроме этого, доход по каждому отдельному источнику у гражданина может и не превышать 5 млн. руб., а работодатель отследить все доходы не в состоянии.

Минфин, кстати, выступал против введения такой системы налогообложения, потому что, по факту, под действие повышенного налога попадёт, по подсчетам экспертов, порядка 1% населения, и возможное дополнительное поступление в бюджет составит порядка 60 млрд. руб.

А стоимость дополнительных проверок и администрирования, которые лягут на плечи налоговой службы, могут быть вполне сопоставимы с этой суммой.

Для справки: с 2001 года в Госдуму не менее 10 раз вносились законопроекты о применении прогрессивной шкалы подоходного налога, только в 2019 году их было 2 с более мягкими условиями, и оба были отклонены в связи именно с экономической нецелесообразностью и сложностью администрирования.

Но надо ещё отметить немаловажную деталь: практически все предыдущие законопроекты, наряду с повышением ставки для «богатых», предусматривали снижение или полную отмену НДФЛ для «бедных», т.е. имеющих доход в пределах прожиточного минимума.

Но такое изменение, конечно, серьезно бы отразилось на поступлении средств в бюджет, и посчиталось нецелесообразным.

НДФЛ – это практически треть дохода бюджета регионов, и последствия пандемии существенно снизили их ёмкость.

Поэтому предусмотреть какие-то меры компенсации было бы логично, но вряд ли вводимый налог послужит таковой: большая часть граждан с высокими доходами сосредоточена в определенных субъектах: Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, ЯНАО и Татарстан.

В эти бюджеты, соответственно, и поступят дополнительные средства. Возможно, будет создан некий механизм федерального регулирования, но пока такового нет.

По мнению экспертов, повышение ставки НДФЛ в сегодняшней версии, без отмены налога для малоимущих — это больше популистская мера, «демонстративный» ответ на «запрос на справедливость», считают экономист Андрей Мовчан и макроаналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов.

Кроме этого, мы выходим из зоны гарантируемо предсказуемого налогообложения: как только новость вышла в эфир, уже появилась информация о дальнейших обсуждениях повышения ставок НДФЛ.

При этом не надо забывать об уже введённом дополнительном налоге по вкладам и ценным бумагам.

В то время, когда большинство стран оказывают максимальную поддержку потребительскому спросу, мы видим курс на поддержку стабильности бюджета.

Скорее всего, всё это заставит большинство граждан на будущее задуматься, как снизить налоговую нагрузку: например, перевести большую часть накоплений в активы с большей доходностью (рынок акций), инвестиционные паи, прибегать к более рискованным финансовым стратегиям.

P. S. Пост написан с использованием материалов сайта https://quantpro.ru/archives/11757

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic